О телах орудий

Вооружение и снаряжение

О телах орудий

28 августа 2024 г.

Первая мировая война значительно повлияла на такой интересный технический вопрос, как изготовление ствола (тела) артиллерийского орудия. Во время войны полностью себя оправдали оба способа скрепления тела орудия: слоями (Германия и Франция) и проволокой (Англия и САСШ).

тело.jpg

Тело 420-мм тяжелого орудия.

Наивысшими достижениями в области скрепления слоями принято считать 380-мм орудия на железнодорожных установках и 210-мм дальнобойное орудие, обстреливавшее Париж. Тело последнего имело в длину 31 метр и было создано путем вставки длинной 210-мм трубы в тело орудия 380-мм калибра длиной в 17 метров. К переднему концу ствола прикреплялась гладкая труба длиной 6 метров - так что общая длина тела этого орудия составляла 37 метров. Казенная часть тела орудия скреплялась с короткой люлькой - для предупреждения провисания тело орудия поддерживалось специальными тягами, напоминавшими висячий мост. В этом сооружении и заключался секрет конструкции этого орудия. К казенной части тела орудия мощными стальными лентами была притянута высокая решетчатая мачта, к которой, в свою очередь, прикреплялись тяги, поддерживавшие тело орудия. Передняя тяга поддерживала гладкую дульную трубу. Соответствующие механизмы давали возможность урегулировать натяжение отдельных тяг с таким расчетом, что ось канала орудия представляла прямую линию.

Парижская пушка.jpg

"Парижская" пушка, 1918 г.

Наивысшими достижениями в области проволочного скрепления следует признать американские береговые пушки: 14-дюймовые (356-мм) на железнодорожной установке, длиной в 50 калибров, и 16-дюймовые (406-мм) береговые, длиной 50 калибров, на позиционном лафете. Тело последней пушки весило 200 тонн.

Береговое_орудие_США._Нива_№19-1916_г..jpg

Интерес представляет способ автоскрепления орудийных тел, изобретенный во Франции для орудий среднего и малого калибра. Автоскрепление – это холодный способ обработки металла трубы – последняя закрывалась с обоих концов, и в ее канал вводилась жидкость под очень высоким давлением. При этом внутренние слои трубы подвергались растяжению, превосходящему предел упругости металла, и сжимались наружными, менее растянутыми, слоями. Напряжения на внутренних слоях автоскрепленной трубы напоминали напряжения, имеющиеся в австрийских орудиях из сталистой бронзы. Автоскрепленная труба выдерживала высокие давления пороховых газов - доходящие до 4000 атмосфер.

Такой метод позволял создать тонкостенные трубы высокого сопротивления и отличался быстротой изготовления.

Тело.jpg

Французская 37-мм пехотная пушка обр. 1916 г. на позиции.

Английская пехотная гаубица 3,7-дм калибра (94-мм) отличалась тем, что имела разборное тело – место стыка в канале находилось посредине тела орудия.

QF371.jpg

QF372.jpg

Британская 3,7-дюймовая гаубица.

В разборных орудийных системах тело орудия разбиралось на трубу и скрепляющий кожух. Примером могут служить австрийское горное орудие образца 1915 г. и некоторые орудия Круппа и Шнейдера. Если в Англии и удалось добиться создания орудия, разбираемого в середине казенной части, то это смогли осуществить только за счет мощности орудия – дальность огня 3,7-дм гаубицы оказалась лишь 5 тыс. метров. Англичане, посчитав дальность недостаточной, это орудие, спроектированное, как горная гаубица, передали в пехоту - для противотанковой обороны.

Автор:

879

Поделиться:

Вернуться назад