О русской технике Первой мировой войны. Ч. 4. Боевое электричество, авиация и военно-морские вооружения

Вооружение и снаряжение

О русской технике Первой мировой войны. Ч. 4. Боевое электричество, авиация и военно-морские вооружения

19 апреля 2024 г.

Рассмотрев некоторые из технических новинок в строю русской армии (см. О русской технике Первой мировой войны. Ч. 3. Технические новинки в строю), завершаем цикл.

О боевом электричестве

Во время Первой мировой войны значительное развитие приобрела электрификация армий – от удовлетворения бытовых потребностей войск до создания электрических проволочных заграждений.

Например, по приказу австрийского командования с конца 1915 г. электрические заграждения высокого напряжения были организованы на всем фронте от Прута до Днестра, а местами и на других участках русско-австрийского фронта.

Электрические проволочные сети обязательно включали в себя 3 полосы - причем одна из них находилась под током высокого напряжения.

апз1.jpg

апз2.jpg

Австрийские электрические проволочные заграждения.

Для питания электрических заграждений австрийцы пользовались городскими или заводскими электростанциями, оснащенными соответствующими трансформаторами и преобразователями постоянного тока в переменный. Ток высокого напряжения (до 20 тыс. вольт) по подземным кабелям передавался на несколько километров - так что такие станции находились вне сферы действия огня русской артиллерии. Применялась и воздушная проводка – на столбах со специальными высоковольтными изоляторами.

Одна из таких станций, мощностью в 1000 киловатт, была расположена в г. Черновицы, и служила как для городских нужд, так и для питания проволочных заграждений. Причем для последней цели расходовалось 2/3 энергии станции. Другая станция, мощностью в 1500 киловатт, была обнаружена на сахарном заводе в Крещатике, вблизи г. Залещики. Каждая станция питала ряд трансформаторных подстанций, расположенных или в отдельных зданиях, или в специальных бетонных убежищах, на некотором расстоянии за линией окопов. От подстанций шел ток уже более низкого напряжения - от 1500 до 5000 вольт. На некоторых участках ток через распределительные пункты направлялся непосредственно к проволочным заграждениям, а на других поступал в особый распределительный кабель, проложенный по дну окопа – от него шла разводка к проволочным заграждениям.

Русские солдаты находили в окопах противника электрические грелки, электронасосы для откачивания воды, электрические бурильные машины для устройства минных галерей, электрические вентиляторы, электрические двигатели (например, для подвесных дорог, проложенных в районе позиций). Широко было распространено и электрическое освещение.

Электризованные проволочные сети натягивались на деревянных кольях, причем проволока укреплялась без изоляторов - при помощи скоб. Концы кольев в земле и над землей покрывались изолирующим смолистым составом. В некоторых случаях этим составом была покрыта и верхняя часть кольев, во избежание их пропитывания дождевой водой. Электрические заграждения могли помещаться изолированно или среди обычных проволочных заграждений - впереди или даже позади их.

Показательно, что отдельные снаряды, даже крупных калибров, не делали электрические заграждения безопасными. Образуя воронки, они зачастую не разрывали питательного кабеля, даже находящегося в самой воронке. Попадая в заграждение, снаряды разрывали и путали проволоку, но контакты между ее частями сохранялись. Кроме того, часть оборванных проволок заземлялась и электризовала землю. В такой ситуации электрические заграждения продолжали представлять для жизни большую опасность. Более того, чтобы в связи с разрывом провода не лишить проволочные сети электризации, обычно делали несколько питающих ветвей, а сеть делилась на соответствующие участки. И только там, где заграждения на протяжении нескольких метров совершенно сносились артиллерией - электризация опасности уже не представляла.

Применялись и специальные ножницы для резки проволоки, в т. ч. наэлектризованной. Например, в обиход русской армии вошел т. н. прибор генерал-майора Милена «Заградоразрушитель», оснащенный каучуковыми изоляторами, крепился к винтовке.

Заградоразрушитель.jpg

Такой прибор не боялся напряжения до 2000 вольт, использовался для действий лежа.

Заг.jpg

Загра.jpg

Заградоразрушитель не мешал ни стрельбе, ни штыковому бою, был прост и функционален.

З.jpg

Могли быть приспособлены для резки электрической проволоки и обычные ручные ножницы – образцов инженеров Романова и Гошкевича.

Русская армия также применяла такие заграждения, хотя и в меньшем масштабе. Например, в 12-й армии Северного фронта на Рижском боевом участке 4 автомобильных электростанции питали сеть длиной 12 километров (а считая с кабелем - свыше 50 километров). Обслуживали такие сети специальные электротехнические команды.

Электрические проволочные заграждения были эффективны в период позиционной войны - во время поисковых действий противника, являясь страшным врагом войсковых разведчиков.

Светила русской авиации и воздухоплавания

Велик вклад в развитие отечественной авиации И. И. Сикорского, русского, а впоследствии американского авиаконструктора.

И.И. Сикорский. 1914 г. Фото К.К. Булла.jpg

И. И. Сикорский, 1914 г.

В 1910 – 1911 гг. он создал несколько самолетов серии С. С 1912 по 1918 гг. И. И. Сикорский возглавлял конструкторское бюро авиационного отдела Русско-Балтийского завода, который в 1913 и 1914 гг. выпустил первые в мире многомоторные самолеты его конструкции («Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец»).

-_Страница_03.jpg

За годы Первой мировой войны было построено 75 четырехмоторных бомбардировщиков Сикорского.

-_Страница_15.jpg

"Илья Муромец" Тип В, 1915 г.

Врач эскадры воздушных кораблей Финне охарактеризовал «Илью Муромца» следующим образом: «Немногие задумывались над тем, что воздушный корабль Сикорского не только первый русский, но и первый в мире большой многомоторный самолет знаменовал собой начало новой эры в авиации».

-_Страница_16.jpg

"Ильи Муромцы" на аэродроме у дер. Старая Яблонна, лето 1915 г.

Россия была единственной страной, имевшей в начале войны бомбардировочную авиацию дальнего действия - воздушные корабли «Илья Муромец».

-_Страница_20.jpg

"Муромцы" у Старой Яблонны, апрель 1915 г.

Именно благодаря созданным Сикорским самолетам отечественная авиация впервые получила международное признание.

-_Страница_21.jpg

"Илья Муромец Киевский" тип В № 150 в полете, весна 1915 г.

Гений И. И. Сикорского на несколько лет опередил творческую мысль всех других авиаконструкторов мира и обеспечил России приоритет в сфере тяжелой боевой авиации.

-_Страница_35.jpg

"Илья Муромец II" тип В № 167 1-го Боевого отряда. Юго-Западный фронт, июнь 1916 г.

00040.jpg

Одной из наиболее удачных машин И. И. Сикорского стал легкий истребитель С-16, выпущенный серией всего в 34 экземпляра.

-_Страница_10.jpg

С-16 Эскадры Воздушных кораблей.

Первый самолет серии был готов в январе 1915 г.

-_Страница_11.jpg

Самолет С-16 представлял собой легкий истребитель сопровождения, предназначенный для прикрытия тяжелых бомбардировщиков.

-_Страница_25.jpg

Вообще, концепция эскортного истребителя появилась в России независимо от Запада.

-_Страница_14.jpg

Существовало пять вариантов самолета С-16, различавшихся оснащением и двигателем. Самолет мог оснащаться колесным, лыжным и даже поплавковым шасси.

-_Страница_15.jpg

На самолете С-16 (№ 201) летал один из лучших асов императорской авиации Ю. Глишер.

-_Страница_27.jpg

Д. П. Григорович в 1914 г. создал гидросамолет М-5 - двухместный биплан, имевший: размах крыльев - 11,5 м; площадь крыла - 30 м²; общий вес - 660 кг, полезную нагрузку - 300 кг.

5..jpg

Гидросамолет М-5 в полете.

Гидросамолет развивал скорость 128 км/час.

М5--.jpg

Летающая лодка поступила на вооружение российского флота в качестве разведчика и корректировщика артиллерийского огня.

М5.jpg

12 апреля 1915 г. М-5 совершила первый боевой вылет.

М5-.jpg

Далее был построен более тяжёлый гидросамолёт М-9, предназначенный для нанесения бомбовых ударов по кораблям и береговым объектам противника.

М9.jpg

М9-.jpg

В 1916 г. после успешных летных испытаний гидросамолёт был принят на вооружение.

М9--.jpg

Наконец, Д. П. Григорович спроектировал и первый в мире гидросамолёт-истребитель М-11, а также двухпоплавковый гидросамолёт М-20.

-_Страница_34.jpg

Г. Е. Котельников изобрел авиационный ранцевый парашют, имевший площадь поверхности 41 кв. м и оригинальную укладку в чехле-ранце.

1.jpg

Когда к 1917 году парашюты сделались неотъемлемой принадлежностью воздухоплавательных частей, оснащенных привязными аэростатами, парашюты Котельникова стали использоваться вместе с помочами, надеваемыми воздухоплавателем, с укладкой в чехол-ранец системы И. Л. Когутова.

2.jpg

Русские ученые С. А. Чаплыгин и Н. Е. Жуковский обогатили мировую науку трудами по вопросам воздухоплавания и авиации.

Новинки в военно-морском деле

Многие технические новинки в сфере военно-морского дела также появились в России. Среди них - первый в мире подводный минный заградитель «Краб». У Германии аналогичные заградители появились позже и уступали «Крабу» по своим характеристикам. «Краб» участвовал в войне и выполнил ряд важных боевых заданий по постановке мин вблизи неприятельских берегов, причем такие задания мог выполнить лишь подводный заградитель. Об эффективности их говорит хотя бы факт подрыва крейсера «Бреслау» на минном заграждении, установленном «Крабом».

Николаев.(Руссуд)._Подводная_лодка_Краб__1913г_05..jpg

Николаев (Руссуд), 1913 г. Подводный минзаг "Краб"

Новым словом техники были и турбинные эсминцы (фактически лидеры) типа «Новик». Новыми были и установка двигательной установки такого рода на эсминец, и артиллерия 102-мм калибра и др.

00046.jpg

О превосходстве «Новика» над аналогичными кораблями противника свидетельствует победа последнего над германскими эсминцами V 99 (уничтожен) и V 100 (поврежден) в ходе Ирбенской операции, успешный бой черноморских «Новиков» с крейсером «Бреслау» и др.

Затопленный V-99.jpg

Затопленный V-99.

И этот перечень можно продолжать.

Бой_эскадренного_миноносца_«Новик»_с_германскими_эсминцами_«V-99»_и_«V-100»_в_Рижском_заливе_4_(17)_августа_1915_г._Художник_Г.В._Горшков.jpg

Бой эскадренного миноносца «Новик» с германскими эсминцами «V-99» и «V-100» в Рижском заливе 4 (17) августа 1915 г. Художник Г. В. Горшков.

Русские моряки в борьбе с немецкими подводными лодками использовали новые боевые средства: ныряющие снаряды, гидростатические глубинные бомбы, противолодочные мины, созданные в 1915 – 1916 гг. Таких средств флоты других стран - участниц Первой мировой войны в то время не имели. Русские моряки явились, таким образом, пионерами в создании более совершенных средств борьбы с подводными лодками, роль которых в войне на море из кампании в кампанию возрастала.

1.jpg

Россия была ведущей державой в использовании минного оружия. Союзники России извлекли из этого немалую пользу. Так, в октябре 1914 г. по просьбе англичан последним были переданы 1 тыс. мин заграждения и 11 чертежей к ним, экземпляр змейкового трала и документация к нему. Русские офицеры-наблюдатели в британском флоте М. А. Кедров и М. И. Смирнов отмечали, в частности, приоритет русского флота в применении минно-торпедного и артиллерийского вооружения.

2.jpg

В марте 1916 г. в Англию по настоятельной просьбе Адмиралтейства был командирован русский офицер-минер Б. Ю. Аверкиев с комплектом чертежей и образцов новейших мин. В марте 1917 г. англичане запрашивали информацию о трассирующих снарядах, порохах, устройстве погребов на новых дредноутах, типах русских снарядов и пр.

3.jpg

Т. о., война во многом подтолкнула развитие технического прогресса вообще и военной техники в частности, иллюстрацией чему является целая плеяда имен ученых-творцов стрелкового вооружения (С. И. Мосин, Ф. Г. Федоров, Ф. В. Токарев), создателей скорострельной артиллерии (Н. В. Маиевский, Н. А. Забудский), авиаконструкторов (И. И. Сикорский, В. А. Слесарев, Я. И. Гаккель, Б. Ю. Юраев, Д. П. Григорович), создателей новейших типов военных кораблей (А. Н. Крылов, И. Г. Бубнов).

00111.jpg

Развитие техники и технологий в России шло в ногу со временем и по многим показателем опережало и союзников, и противника.

00115.jpg

Статьи из этой серии

О русской технике Первой мировой войны. Ч. 3. Технические новинки в строю

О русской технике Первой мировой войны. Ч. 2. Арсенал Бога войны

О русской технике Первой мировой войны. Ч. 1. Огневая мощь пехоты

Автор:

1056

Поделиться:

Вернуться назад