Вооружение и снаряжение
Об авиабомбах Первой мировой
Начало Первой мировой войны застало авиационное вооружение противников в зачаточном состоянии. Имевшие место в начале 1914 г. в Германии опыты с авиационными шаровыми бомбами продемонстрировали невозможность точного поражения выявленной цели – не было ни соответствующих прицелов, ни других необходимых технических предпосылок.
Сброс бомб с аэроплана в начале войны. Великая война в образах и картинах. Вып. 3. Изд. Маковского Д. Я. М., 1915.
На меткость сброса авиабомбы в значительней степени влияют скорость и время полета бомбы, которые, в свою очередь, зависели от: а) формы бомбы, б) поперечной нагрузки, то есть отношения веса бомбы к площади ее наибольшего поперечного сечения, в) высоты сбрасывания бомбы.
Шаровые бомбы в течение первых 25-ти секунд пролетали около 2000 метров, достигая скорости лишь около 150 м/с, после чего наступает равновесие между сопротивлением воздуха и ускорением под действием тяжести бомбы.
В течение войны в Германии была сконструирована авиабомба в форме удлиненной торпеды - с прямыми или винтовыми лопастями на хвостовой части тела. При этом было достигнуто увеличение поперечной нагрузки и вращение бомбы вокруг своей оси - для сохранения вертикального направления ее полета.
По сравнению с шаровыми, торпедообразные авиабомбы имели значительное преимущество в отношении скорости падения – предельная скорость увеличилась до 250 м/с, время пролета первых 4000 метров составляло 33 секунды (для шаровой бомбы - 40 секунд).
Говоря о типах авиабомб, необходимо отметить, что, в первую очередь, оправдали себя фугасные авиабомбы.
Дымовая завеса, формируемая при помощи специальных дымовых бомб, скрывала цель от летчика и (или) от артиллерийских наблюдателей, но организация дымовой завесы для прикрытия наземных войск оказалась трудноосуществимым делом.
Освещение местности в целях разведки также не дало положительных результатов. Надлежащее применение получили лишь светящиеся бомбы - используемые как для обозначения цели, так и для временного ослепления противника.
Зажигательные бомбы были применены германцами, причем в значительных масштабах - как фронте, так и при атаке английских городов, но достигнутые при этом результаты были незначительны.
Отравляющее действие химических бомб среднего калибра было ничтожно. Лишь при применении бомб большого размера отравляющие вещества покрывали заметное пространство – и то не более 50 метров в диаметре.
Подвеска бомб на Ньюпор.
Проникающий эффект авиабомбы, попадающей в грунт, был меньше чем у артиллерийского снаряда – но преимуществом бомбы было вертикальное направление ее удара. Причем, песок уменьшал этот результат на 10%, а глинистый грунт – на 20% увеличивал.
Фугасное действие авиабомб по своему эффекту превосходило ударное. Во многом это объяснялось и тем обстоятельством, что бомбы содержали относительно больше взрывчатого вещества, чем артиллерийские снаряды.
Самыми «лакомыми» объектами для воздушных бомбардировок во время Первой мировой войны являлись склады боеприпасов и взрывчатых веществ - при благоприятных обстоятельствах было достаточно одной 50-килограммовой бомбы, чтобы уничтожить целый склад.
Значителен был и осколочный эффект авиабомб. Осколочная авиабомба весом 7-12 кг давала от 600 до 1200 осколков. Причем, осколки небольшой авиабомбы приобретали ускорение до 1500 м/с. Большие осколки на расстоянии до 10 метров пробивали броню толщиной до 15 мм, брусья толщиной 300 мм и кирпичную стенку толщиной в 1,5 кирпича. По живым целям сила такого удара была смертельна на расстоянии до 300 метров.
Главный эффект от действий авиабомб эпохи, помимо вертикальной направленности удара, заключался в большом объеме взрывчатого вещества – от 40 до 70% веса бомбы. Самая большая бомба, созданная во время Первой мировой войны, весила 1 тонну – в том числе 680 кг взрывчатого вещества.
Автор: Олейников Алексей Владимирович