Наш архив

9-й Донской казачий полк в огне мировой войны. Часть 2.

1 февраля 2019 г.

К 14 января 1915 г. полк в составе 1-й Донской казачьей дивизии перешел из дер. Блотна Воля через Радомысль в мест. Дембицу, где, поступив в распоряжение командующего 3-й армии, оставался до 29 января на отдыхе.

30 января полк перешел в дер. Челюсница (у гор. Ясло), и отдыхал до 10 февраля.

К 14 февраля полк вместе с дивизией перешел в мест. Хыров, через м.м. Риманов, Беско, Санок и Угерце.

2..jpg

На походе. Нива. 1914. № 36.

В мест. Хыров дивизия получила приказ: пройдя через Бу…(?) и Городенко – занять Черновицы. Во исполнение приказа дивизия 18 февраля выступила из Хырова и через Самбор, Грогобич, Стрый, Юзентыч, Стара Весо, Галич, Юзеном и Тломач подошла к дер. Живачев. 23-го февраля около 6 часов вечера дивизия поступила в распоряжение командующего IX армией. Разведкой высланной от дивизии выяснено, что противник занимает выс. 317 и высоты южнее шоссе Живачев – Незвиска. Имея в виду поставленную задачу, полку было приказано сбить противника. С утра 24-го полк перешел в наступление, сбил противника с выс. 308, но дальнейшему наступлению препятствовал губительный огонь артиллерии противника, расположенной на господствующих высотах. Полк расположился по высоте 308 и несмотря на сильный артиллерийский огонь противника и неоднократные попытки противника перейти в наступление и овладеть этой высотой, полк удержал высоту за собой. Здесь, кроме борьбы с врагом, казакам приходилось бороться с врагом более страшным, Карпатским морозом и голодовкой. Все дни «Живачевского сидения», как окрестили их казаки, свирепствовала ужасная метель при сильном ветре и морозе до 12 – 15 градусов холода. Окопов и даже признаков их, не было. Люди обледенели и изнывали от голода, т.к. благодаря глубокому снегу и отсутствию дорог подвезти пищу не представлялось возможным. Сотни, оставляя на позиции по 1 взводу, ночью на 3 – 4 часа отходили в деревню и только в это время подкреплялись немного пищей. О сне же почти не приходилось и думать. Несмотря на это духом не падали и были веселы. 28-го февраля полку приказано было перейти в наступление и занять высоту деревни Герасимов.

Наступление, кроме упорного сопротивления противника, сильно затруднялось крутыми подъемами и глубоким снегом, но все-таки было удачным. Спешенные сотни (3 сотни) под командой Войскового Старшины Черкесова достигли к 5 час. вечера юго-западной части дер. Герасимов и бросившись с наступлением темноты в атаку, овладели этой частью деревни и захватили более 100 человек пленными. Продвигаясь далее на северо-восток, сотни атаковали заставу противника силой не менее полуроты и, опрокинув, захватили еще более 20 человек пленными и столько же оставили убитыми. Другие три сотни оставались до 3 час. в резерве, потом были посланы в тыл противнику, но глубокий снег и гористая местность не дали возможности действовать в конном строю и сотни утром 1-го марта были отозваны на выс. 308.

Ввиду подошедших к противнику подкреплений, утром 1-го марта спешенные три сотни также были отозваны на выс. 308, которую полк и удерживал до утра 3-го марта, несмотря на сильный напор противника и неоднократные попытки его овладеть этой высотой. Потери полка: ранены: 2 офицера, 3 ниж. чина и убито 4 ниж. чина. 3-го марта полк сдал позицию у дер. Живачев Терскому казачьему полку и вместе с дивизией отошел в дер. Острыня(?).

К 9 марта полк перешел через Барыш(?) в дер. Кашиловцы.

10-го марта к 7 час. утра дивизия была спешно вызвана в гор. Залещики. Здесь на долю полка выпал трудный бой за переправу через р. Днестр. Бой продолжался почти беспрерывно три дня, велся с значительно превосходящими нас силами хорошей австрийской пехоты – Тирольскими стрелками. Тяжелая полевая артиллерия противника все время громила наши и без того бедные числом бойцов цепи. Неся большие потери, отбивая частые ожесточенные ночные и дневные атаки, переходя сами в контратаки, казаки все-таки держались на своем месте и переправу удержали.

11-го марта у дер. Жежавы около двух рот австрийцев переправились через р. Днестр и угрожая отрезать обороняющих переправу, направились на дер. Печарна и на высоте севернее этой деревни окопались. Против этих рот были посланы две сотни 9 Донского каз. полка под командой командира полка Полковника Попова при двух орудиях. Сотни спешились и немедленно, несмотря на то что спешенных казаков было вдвое меньше, чем противника, перешли в наступление. Подойдя на 100 – 150 шагов, сотни во главе с командиром бросились в атаку и после короткой, но ожесточенной рукопашной схватки выбили противника из окопов, взяли более 120 человек пленными и более 70 человек осталось на поле убитыми. Преследуя убегающие жалкие остатки этих рот, сотни дошли до дер. Жежава.

13-го марта полк сдал позиции одному из полков 12 кавалерийской дивизии и отошел в дер. Хартановцы.

16-го марта дивизия перешла в пос. Жванец (у гор. Хотина) и соединившись с 10 кавалерийской дивизией, оставила 3 конный корпус Ген.-Лейт. Графа Келлера. Из пос. Жванец в этот же день перешли в дер. Поляну. Противник занимал высоты севернее дер. Шиловцы – Малинцы.

17-го марта 1-ой бригаде (9 и 10 Донские каз. полки) приказано очистить эти деревни. Выступив в 7 час. утром, полк через выс. 393 подошел в 8 ½ утра к оврагу, что южнее этой высоты. Пешая разведка выяснила, что противник окопался по гребням высот южнее оврага - фронтом на северо-восток.

Командир полка Полковник Попов спешил полк, направил две сотни по лощине, идущей к отметке (?), в обход позиции противника с тыла и две сотни (3, 4) повели наступление с фронта и фланга. (2 сотни ночью были в сторожевом охранении и ко времени боя к полку не присоединились). Противник заметил наступление 3 и 4 сотен и сосредоточил на них свое внимание; в то же время обходящие сотни, пользуясь завесой утреннего тумана, почти безнаказанно подошли на 150 – 200 шагов к противнику с тыла и бросились в атаку. Противник, не ожидавший этой атаки, после короткой рукопашной схватки положил оружие.

Двигаясь дальше к дер. Шиловцы полк атаковал и взял еще две линии австрийских окопов, выбил противника из дер. Шиловцы, Грозинцы и Калинковцы, где по приказанию командира корпуса остановился.

В этот день при самой незначительной потере, выразившейся в потере нижних чинов убитыми 1, ранеными 5, полк захватил в плен 8 офицеров, 853 нижних чинов, шесть телефонных вьюков и много оружия; и казаки еще раз доказали, что врага не нужно считать, а нужно искать и бить.

20-го марта полк пришел в дер. Поляна и по 23 апреля стоял в Поляне, высылал сторожевые охранения и разведку.

После усиленной артиллерийской подготовки 24, 25 и 26-го апреля у дер. Баламутовка 9-й полк атаковал сильно укрепленную позицию противника у этой деревни.

Сбив противника, 27 апреля полк занял позицию по высоте севернее Баламутовки и западную часть деревни. 28 и 29-го апреля, отбив ряд ожесточенных вражеских контратак, веденных прибывшими к неприятелю свежими подкреплениями 2-го Тирольского Стрелк. полка с артиллерией, как днем так и ночью, удержал за собой занятую позицию.

С полудня 29-го апреля полк вновь атаковал противника у дер. Черный Поток, сбил его и до вечера 30-го апреля преследовал разбитого врага в направлении на дер. Окна, Юрко…(?) и гор. Когман и Снятынь, выбив короткой, но ожесточенной рукопашной схваткой противника из сильно укрепленной и усиленной проволочными заграждениями позиции у сев.-восточной окраины гор. Снятынь. Здесь спешенным и сильно ослабленным сотням полка пришлось вести бой более чем с батальоном противника. Сбив врага, полк вошел в город Снятынь, захватил мостовую переправу через реку Прут. За эти три дня полк взял 1 пулемет, 4 зарядных ящика, прожекторную станцию, не менее 300 пленных, много лошадей и кроме того порубил и поколол более 200 человек.

Вечером полк встал на ночлег в дер. Клевестве, а 2-го мая перешел в дер. Вослява, где оставался до 27-го мая, высылая на линию д.д. Альтма…(?), Нейма…(?) сторожевое охранение.

С 27-го мая по 15 июля полк участвовал в беспрерывных более с превосходящими силами противника, сдерживая контратаками натиск австрийцев при отходе 3-го конного корпуса к Государственной границе к гор. Хотину.

27-го мая две сотни полка, чтобы сдержать противника ходили в конную атаку на батальон австрийской пехоты и, несмотря на значительные потери (ранено 2 офицера, один остался на поле сражения, убито 5 нижних чинов и 13 ранено, убито 20 лошадей), сделали свое дело - противник был сдержан.

2-го июня спешенному полку приходилось контратаками отбивать ожесточенные атаки противника, пытавшемуся подойти из Рукшин к Хотину и овладеть переправой через Днестр. Казаки умирали, но не уступали своей позиции. За 2-е июня у Рукшина полк потерял убитыми 1 офицера, 13 казаков и ранеными 1 офицера и 25 нижних чинов.

3-го июня полк вместе с пластунами перешел в наступление, сбил противника и преследовал его до д.д. Ржавенцы, Баламутовка.

Посланный 9-го июня преследовать наступающего от д.д. Ржавенцы – Баламутовка противника, полк настиг его, атаковал, более 100 человек перерубил и переколол и более 50 человек взял в плен, потеряв сам только 4 казаков ранеными и 3 лошадей.

13-го июня, ведя огневой бой, полк занял дер. Онут и смененный пластунами отошел в лес к дер. Поддубье. В лесу полк остановился биваком, неся три дня сторожевую службу на линии Днестр – Ржавенцы и один день отдыхал.

3-го августа полк перешел в дер. Ревкоуцы; три дня отдыхал и три дня находился в сторожевом охранении на линии д. Ракитно – роща Должок. Находясь в охранении, полк работал по усилению позиции. Находясь же в деревне на отдыхе, полк производил ежедневные занятия – взводные, сотенные и полковые учения.

В ночь с 4-го на 5-е декабря полк, смененный 45 пехотным Азовским полком, выступил из дер. Ревкоуцы и перешел в д. Ванчикоуцы.

Вр. Командующий 9 Донским казачьим полком Полковник Черкесов

Полковой Адъютант, Хорунжий Ажогин

В дальнейшем в данном деле фонда 2007 представлены:

«Бой 17 марта 1915 г.» Рукописное описание на 4 листах

«Бой при д. Сердобице – 10 ноября 1914 г.». Рукописное описание на 2 листах

«Приложение № 14. Бой у Баламутовки в апреле 1915 г.». Рукописное описание на 4 листах.

Награды с 18 июля 1914 г. по 15 декабря 1915 г.

Орден Святого Георгия -3; Георгиевское оружие – 7.

Георгиевские Кресты: 1 ст. – 14, 2 ст. – 37, 3 ст. – 211, 4 ст. – 583 (число Георгиевских кавалеров в полку – 583). Георгиевские медали: 1 ст. – 1; 2 ст. – 5; 3 ст. – 17; 4 ст. – 199.

Трофеи с 18 июля 1914 г. по 15 декабря 1915 г.:

Офицеров – 15, нижних чинов – более 2000, пулеметов – 1, зарядных ящиков – 4, прожекторов -1, телефонов 15 и 25 верст проводов; лошадей – более 150.

Потери офицеров за тот же период:

Убито – 2; умерло от ран – 2; пропало без вести – 1; осталось на поле сражения - 0; попало в плен - 0; убыло из полка за ранениями – 16; вернулись в полк после ранений – 10.

Потери нижних чинов за тот же период:

Убито – 100; умерло от ран – 11; пропало без вести – 19; осталось на поле сражения - 0; попало в плен - 0; убыло из полка за ранениями – 350; вернулись в полк после ранений – 166.

Преданные суду:

Охотник Леонид Сергиенко (Таврической губернии) – умышленное ранение самого себя с целью уклонения от службы. Приговорен к смертной казни.

Казак Иван Пащенков – то же обвинение. Разбора дела не было.

Осужденных за разбой, грабежи, насилия и поджоги не было.

Начальнику Штаба Походного Атамана при Его Императорском Величестве.

РАПОРТ (к-ра полка от 22 августа 1916 г.).

9-й Донской казачий полк с 22-го мая по 11-е июня сего года, в составе 1-й Донской казачьей дивизии участвовал в преследовании отходящего противника. Из отдельных боевых действий полка в этот период следует отметить:

1) атака 5 и 6 сотен в конном строю, совместно с разведчиками Проскуровского пехотного полка дер. Дорошауце, на левом берегу Днестра, куда сотни, ворвавшись на плечах противника, уже в спешенном строю, повели наступление на д. Василеу. Противник оставил на месте много трупов, а спрятавшиеся по халупам австрийцы были взяты в плен разведчиками Проскуровского пехотного полка, так как сотни, не останавливаясь, повели наступление на занятую противником дер. Василеу.

29-го мая сего года во время преследования 1-й Донской казачьей дивизией противника, отходившего от Заставны и Коцмана в направлении на Черновицы, 5-я и 6-я сотни 9-го полка получили задачу обойти д. Валява с востока и атаковать в конном строю во фланг пехоту противника, содействуя наступлению цепей 15-го полка. Сотни успешно выполнили возложенную на них задачу и взяли в плен около 150 человек австрийцев.

2) 4-го июня в наступлении на д.д. Трифанувка и Хомякувка, с целью разведки сил противника на фронте 3 конного корпуса, 9-й полк совместно с 15 полком, наступая у д. Козенице, под сильным сосредоточенным артиллерийским огнем противника, энергично продвигаясь вперед и, несмотря на потери, заставил отойти противника на правый берег Чернявы. Активная разведка полка дала возможность на фронте 1-й Донской казачьей дивизии установить присутствие не менее одной бригады пехоты противника и 4 батарей.

9-го июня 6-я сотня совместно со 2 и 4 сотнями, будучи выслана для разведки на фронте Луковице-Куты, стремительной атакой выбила противника, занимавшего фольварк Сгар, заняв последний и при поддержке сотни 10-го Донского казачьего полка повела наступление на рощу, что западнее фольв. Сгар и после подготовки ружейным огнем атаковала последнего. Противник был выбит из рощи, оставил на месте около 50 трупов, 80 человек пленных, 2 пулемета, много оружия и снаряжения. 9-го того же июня во время общего наступления 1-й Донской каз. дивизии на Куты, противник обеспечивал свой правый фланг занятием юго-восточной окраины мест. Визницы. Позиция противника была укреплена проволочным заграждением, за которым находились два орудия, обстреливавшие левый фланг наступающей дивизии. 4-я сотня под командой Есаула Климова повела наступление на м. Визницы, увлекаемая своим командиром, под сильным огнем противника сотня подошла к проволочным заграждениям; есаул Климов первым начал рубить проволоку, но тут же был тяжело ранен в живот; в дальнейшем, потеряв своего доблестного командира, казаки, попав под сильный шрапнельный и пулеметный огонь противника, хотя и не успели взять орудий, но сбили противника с позиции и заставили очистить м Визницы, чем способствовали продвижению частей дивизии на Кути и взятию их на другой день.

С 11-го июня 9-й Донской казачий полк временно вышел из состава 1-й Донской казачьей дивизии и находился последовательно в различных частях пехоты для совместных действий и разведки, сначала в 12 корпусе, затем в 11 –м – 82-й пехотной дивизии, где находится по настоящее время. В течение всего периода полк несет бессменную разведывательную службу в конном и пешем строю, работая с Уссурийской дивизией. Неоднократно лично при представлениях Командирам корпусов и Начальникам дивизии получал благодарность за работу полка.

3) За истекший период боевых действий полка с 11 июня, полк, будучи придаваем различным частям пехоты и, неся главным образом разведывательную службу, захватываемых в плен австрийцев передавал в пехоту – не ведя никакого учета.

Полковник подпись.

Полковой адъютант, Сотник Ажогин.

СВЕДЕНИЯ о потерях с 22 мая по 15 августа 1916 г.

Офицеры: ранено – 3. Нижних чинов: убито – 16; умерло от ран – 6; ранено – 82; пропало без вести 14. Лошадей: убито -62; ранено – 56; пропало без вести – 10.

БОЕВОЙ СОСТАВ на 15 августа 1916 г.

Сотен – 6; офицеров – 30; шашек – 900.

Автор:

3735

Поделиться:

Вернуться назад