Люблин-Холмская битва 1915 г. Ч. 2. Борьба за инициативу

1915

Люблин-Холмская битва 1915 г. Ч. 2. Борьба за инициативу

17 сентября 2020 г.

Люблин-Холмское сражение разворачивалось (Люблин-Холмская битва 1915 г. Ч. 1. Три стратегических направления).

1..jpg

Русская передовая траншея у Люблина, июль 1915. Washburn S. The Russian campaign. April to august 1915. London, 1915.

Южная группа атакует

Армии Южной группы Северо-Западного фронта на первом этапе сражения (9 – 15 июля) попытались активными действиями сорвать наступление противника и захватить инициативу.

5..jpg

Боевая диспозиция русской Южной группы армий Северо-Западного фронта и ее противника на южном фасе «польского балкона», 1-я половина июля 1915. Германская карта. Reichsarchiv. Der Weltkrieg 1914 – 1918. Вand 8. Sommer und Herbst 1915. - Berlin, 1932.

9-го июля группа армий генерал-фельдмаршала А. фон Макензена (германская 11-я и австро-венгерская 4-я армии) начала наступательные действия - но уже в этот и на следующий день русские войска перешли в контрнаступление.

2..jpg

Германские позиции у Люблина, июль 1915. Washburn S. The Russian campaign. April to august 1915. London, 1915.

Так, активно действовали 15-й и 25-й армейские и 6-й Сибирский армейский корпуса русской 4-й армии. Войска 15-го армейского корпуса содействовали отряду генерал-майора А. А. Веселовского, созданного на базе частей 25-го армейского корпуса. Так, 11-й гренадерский Фанагорийский генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского полк (3-я гренадерская дивизия 25-го армейского корпуса) действовал в районе леса у дер. Эгерсдорф, взаимодействуя с частями 30-го пехотного Полтавского полка (8-я пехотная дивизия 15-го армейского корпуса). Документ свидетельствует о степени накала встречного боя: «…начался ряд яростных атак самих австрийцев…Их артиллерия, ведшая беспрерывный ураганный огонь (продольный и перекрестный - насчитывалось от 17 до 15 разрывов в минуту), с 6 часов утра образовала сплошную огневую завесу в моем ближнем, совершенно открытом, тылу. Атаки австрийцев были отбиты с огромными для них потерями, - пулеметным и ружейным огнем было скошено 5 подходящих одна за другой цепей; в свою очередь сильно затруднялось и движение рот, направленных на поддержку Алексопольского полка (31-й пехотный полк 8-й пехотной дивизии – А. О.); они под сильнейшим пулеметным и артиллерийским огнем принуждены были очистить только что занятое кладбище у дер. Вержховиска (западная) и даже выдержать натиск превосходных сил. … Потерпев крупную неудачу при атаке моего фронта и правого фланга, противник, значительно усилившийся, обнаружил явное намерение к обходу моих обоих флангов. Казаки, наблюдавшие за моим правым флангом, обеспечивавшимся 5-й ротой, окопавшейся еще утром фронтом на юго-запад, начали все чаще и чаще доносить о расположении австрийцев в лесу северо-западнее Эгерсдорфа. Равным образом увеличилось давление и против левого фланга. Сюда направились усилия теперь уже австро-германцев, ослабивших нажим на 2-й батальон Алексопольцев, завернувших к этому времени свой правый фланг к большой дороге Белжице – Вержховиска».

0_Страница_409.jpg

Там же

Части 6-го Сибирского армейского корпуса 10-го июля в ходе боя у Борка захватили 9 германских гаубиц.

На фронте русской 3-й армии ее соединения также перешли к активным действиям. В записной книжке начальника штаба 14-го армейского корпуса отмечено: «…было получено приказание перейти в наступление в час ночи на 10 июля. Это нельзя было выполнить, так как приказание было получено только в 10 часов вечера …, а между тем 3-й Кавказский корпус был еще далеко сзади. Была произведена частичная атака 9-м и 2-м Сибирским корпусами, и им пришлось отойти. 10 июля. Наступление 24-го корпуса днем не клеилось. Решено было начать его с наступлением сумерек. … В ночь на 11 июля наступление было отменено. 13 июля. Приказ о смене правого фланга армии 3-м Кавказским корпусом, а правого фланга 14-го корпуса - Гвардейским корпусом в ночь на 14 июля».

В 1 час 10-го июля начали наступление части 2-го Сибирского армейского корпуса. 14-й и 16-й сибирские стрелковые полки (4-я сибирская стрелковая дивизия) продвинулись на 4 км. 5-я сибирская стрелковая дивизия атаковала высоту 107,1. Атака противником отбита, и к 8 часам корпус занял фронт от южной опушки леса юго-западнее Пяски - Миодзьюв.

11 - 12-го июля части 5-й сибирской стрелковой дивизии вели бой на фронте от высоты 107,1 до дер. Суходолы.

0_Страница_415.jpg

Там же

На фронте русского Гвардейского корпуса активно действовали стоявшие в первом эшелоне части 2-й гвардейской пехотной дивизии. Журнал военных действий этого соединения фиксирует: «10 июля. Войскам 3-й армии приказано произвести ночную атаку, впоследствии переложенную на утро. Московцы (лейб-гвардии Московский Наследника Цесаревича полк – А. О.) - с утра начали наступление. Согласно полученного распоряжения, вернулись в исходное положение. Гренадеры (лейб-гвардии Гренадерский Его Величества полк – А. О.) - после артиллерийской подготовки, атаковали и захватили высоту 209; развивая наступление, заняли лес, что от нее к югу. Павловцы (лейб-гвардии Павловский Его Величества полк – А. О.) - ночной атакой захватили фольв. Добржинев и прорвали неприятельскую позицию, захватив штабы 208-го резервного пехотного полка (полк 44-й резервной дивизии 22-го резервного корпуса) и его 2-го батальона. Не поддержанные соседями, принуждены были вернуться в исходное положение; Финляндцы (лейб-гвардии Финляндский Наследника Цесаревича полк – А. О.) - на прежнем участке».

Противником русских гвардейцев были соединения германского Гвардейского, австрийского 6-го армейского корпусов и 22-й пехотной дивизии германской 11-й армии. С целью сосредоточения ударной группы для прорыва в pайоне Бискупице 22-я пехотная дивизия сменялась частями 6-го армейского корпуса. Германская 1-я гвардейская дивизия занимала следующие позиции: 2-й гвардейский пехотный полк находился на западном берегу р. Вепрж, вдоль северо-восточной окраины дер. Стенжица (на левом фланге – 83-й пехотный полк 22-й пехотной дивизии, а на правом фланге - спешенный лейб-гвардии Гусарский полк); остальные полки на восточном берегу р. Вепрж. На фронте германской 2-й гвардейской дивизии – под натиском русских гвардейцев 3-й гвардейский гренадерский королевы Елизаветы и гвардейский уланский полки отошли к югу от леса южнее высоты 209. Остальные полки 2-й гвардейской дивизии находились в районе дер. Крупе.

11-го июля русский лейб-гвардии Гренадерский Его Величества полк был сменен частью 1-й гвардейской пехотной дивизии – лейб-гвардии Семеновским Его Величества полком. Лейб-гренадеры были отведены в дивизионный резерв - в пос. Рейовец. Лейб-гвардии Финляндский Наследника Цесаревича полк занимал позицию к югу от мест. Зюлин, левым флангом примыкая к боевому участку лейб-гвардии Московского полка, а правым – к позициям 21-й пехотной дивизии 3-го Кавказского армейского корпуса (дивизия находилась за р. Вепрж). Очевидец так передавал свои наблюдения о германском наступлении, находясь на позициях лейб-гвардии Финляндского полка: «Немцы, переправившись через р. Вепрж значительно южнее нас, наступали в восточном направлении. … я имел редкий случай наблюдать наступление противника сбоку и доносить о нем по телефону. К сожалению, наступление велось вне сферы нашего ружейного огня, а артиллерии при полку вовсе не было. К вечеру бой затих, и полку было приказано возвратиться в дер. Зюлин».

12-го июля противник производил перегруппировку – готовился к новому наступлению. Линию западного берега р. Вепрж (вдоль дер. Стенжица и к северу от нее) заняла 43-я резервная дивизия, а 2-й гвардейский пехотный полк был заменен более сильной группой - 4-й гвардейской бригадой (2-й и 4-й гвардейские гренадерские полки).

Наступление входившей в состав русского Гвардейского корпуса Гвардейской стрелковой бригады вначале было назначено в ночь с 10-го на 11-е июля, а затем в ночь на 12-е июля – но обе атаки отменены.

В боях 11 – 12 июля отличилась лейб-гвардии 6-я Донская казачья батарея. В Описании военных действий части отмечено: «Гвардейская казачья бригада вошла в бой 11-го июля, когда ей было приказано занять окопы для охраны переправ через речку Вепрж. Батарея в составе 4-х орудий заняла позицию за участком бригады у д. Воля Жулинская, оставив один взвод … при Штабе Гвардейского корпуса для охраны его от аэропланов. 11-го июля огнем этого взвода был сбит аппарат противника, который упав за своими окопами сгорел. 12-го июля огнем батареи была рассеяна и не допущена к стрельбе выезжавшая на позицию неприятельская батарея».

4..jpg

Подразделения германского драгунского полка в Польше, лето 1915. Нью-Йоркская публичная библиотека.

Противостояние с Бугской армией. Ухане-Войславице и Майдан - Хута

На боевом участке русской 13-й армии командующий Бугской армией генерал кавалерии А. фон Линзинген создал ударную группу в центре своего оперативного объединения. Но части 13-й армии с замечательным упорством отразили все атаки противника. Командование Бугской армии было вынуждено дважды менять план атаки, но и это не принесло германцам успеха. Более того, смежные соединения 2-х армий - правофланговый корпус 13-й и левофланговый корпус 3-й армий, осуществив встречное наступление, нейтрализовали усилия противника.

Удар наносили 24-й армейский корпус 3-й армии и 2-й Кавказский армейский корпус 13-й армии.

Части Кавказской гренадерской дивизии атаковали 9-го июля – на фронте Ухане -Войславице. Противостоящие им подразделения германских 25-й и 35-й резервных дивизий Бескидского корпуса потерпели чувствительное поражение. Офицер Кавказской гренадерской дивизии 2-го Кавказского армейского корпуса К. Попов вспоминал: «Наш полк выбивал переправившихся через Западный Буг немцев, блестяще выполнил задачу, взял 500 пленных и сбросил переправившуюся часть в Буг, но в двухдневном бою понес громадные потери». В журнале военных действий 2-го ландверного пехотного полка 35-й резервной дивизии имеются следующие строки: «Ранним утром русские крупными силами атаковали 9-й ландверный полк у Феликсова и сбили часть полка. Нам было приказано немедленно перейти в атаку… Начальник дивизии приказал держаться, так как уже подходил 168-й пехотный полк (25-й резервной дивизии – А. О.), на поддержку. Но… настало 16 часов, а помощи нет... Некоторые, измученные и без патронов, роты стали отходить. Командующий полком, под сильным обстрелом, подскакал к передним линиям, задерживая отступление. К 18 часам подошел 168-й полк и сразу, вместе с нашим, двинулся в атаку. Артиллерия открыла ураганный огонь. Роты 168-го полка оставлены временно с нашими. За день: офицеров убито 2, ранено 6, попало в плен - 4. Нижних чинов соответственно - 76 и 225».

Русский очевидец писал: «У Гренадер днем был бой, в результате которого ими были захвачены до 500 человек в плен. … Наступило утро четвертого дня. «Ура!» «Ура!» понеслось в лесу. Немцы проникли наконец в лес, но в это же время … гренадеры подведены к своим старым окопам. Русское «Ура!» и штыками гренадеры выбили немцев из своих старых окопов и тем восстановили положение. Во время рукопашного боя гренадерами был убит какой-то немецкий штаб-офицер. Тело его осталось лежать, примерно, в 500 шагах от русских окопов. Из Штаба армии пришло приказание, во что бы то ни стало, снять с убитого документы. Партия разведчиков в 25 человек занялась этим делом. Вскоре к убитому была привязана веревка и волоком его вытащили в безопасное место. Здесь были сняты с него: сумка, карта, документы, каковые были доставлены командиру полка...».

Отличились и части 51-й пехотной дивизии 2-го Кавказского армейского корпуса. 9-го июля соединение также перешло к активным действиям. 51-й пехотной дивизии, усиленной 221-м пехотным Рославльским полком 56-й пехотной дивизии, было приказано занять свои прежние позиции за опушкой рощи южнее дер. Майдан - Хута. Боевая задача – 221-му пехотному полку, наступая от дер. Красна, захватить окопы, оставленные частями 194-го пехотного Троице-Сергиевского (49-я пехотная дивизия 24-го армейского корпуса) полка (севернее предместья Холмского); 202-му пехотному Горийскому полку - наступать от дер. Туровец на Майдан - Хута и атаковать противника, укрепившегося в роще южнее этой деревни; 203-му пехотному Сухумскому полку - наступать от дер. Туровец и занять оставленные накануне свои окопы западнее фольв. Феликсов.

Очевидец писал о начале развернувшегося боя: «Батальоны двинулись в 4 часа; в это время немцы открыли артиллерийский огонь по нашим разведчикам, занимавшим гребень с мельницей. Около 5 часов батальоны боевой части безостановочным движением достигли гребня с мельницей. Начало быстро светать; туман, поднявшийся над Майданской лощиной, мешал наблюдению. Перестрелка участилась: к ружейному огню присоединился пулеметный, немецкая артиллерия стреляла очередями».

Русские части овладели дер. Майдан - Хута, но понесли значительные потери. Фронтовик вспоминал: «…артиллерийский огонь противника значительно усилился: к легкой батарее присоединился огонь тяжелой. Заняв бугор, 1-й батальон приостановился, неся большие потери от огня пулемета, выдвинутого немцами к восточной опушке большого леса. Пулемет этот был немедленно взят взводом, высланным из батальонного резерва. Роты батальона бросились в атаку на опушку рощи западнее Войславицкой дороги, 3-й батальон подходил со стороны деревни. Вскоре, несмотря на сильный огонь, немцы были сбиты с опушки рощи и отошли вглубь ее. 4-я рота в этой атаке запоздала, так как ей пришлось атаковать немецкую роту, засевшую на восточной опушке большого леса и обстрелявшую фланговым огнем боевой порядок 1-го батальона. Немецкая рота, не приняв атаки, частью была перебита штыками, частью взята в плен, частью бежала.

Отошедшие от опушки рощи немцы зацепились за наши блиндажи в центральной ее части. 1-й батальон и роты 3-го батальона Горийцев (т. е. 202-го пехотного Горийского полка – А. О.), подошедшие со стороны деревни, бросились на них с фронта и фланга и выбили из блиндажей. Только часть немцев успела отбежать в наши старые окопы на свои главные силы, остальные захвачены в плен… полковой резерв, подошедший к северо-западному углу рощи, получил приказание командира полка - вместе с 1-м и 3-м батальонами атаковать наши прежние окопы. После перекрестного удара в штыки сопротивление немцев в этих окопах было сломлено, и окопы заняты. Уцелевшие после штыковой схватки немцы бежали к посаду Войславице, преследуемые ружейным и артиллерийским огнем 3-й батареи 51-й артиллерийской бригады, только что занявшей позицию юго-западнее д. Туровец».

Под штыковой удар русской пехоты попали 2 германские батареи (легкая и гаубичная, 6 орудий), стоявшие по обе стороны дороги на Войславице. Командиры батарей и большая часть расчетов были уничтожены, запряжки захвачены. Трофеями пехотинцев также стали 2 пулемета и санитарный автомобиль.

В Атаку!.jpg

В атаку! Н. Самокиш

К концу боя 221-й пехотный Рославльский полк вошел в лес западнее майданской лощины, а 203-й пехотный Сухумский полк подошел к южной опушке леса восточнее лощины. Обе стороны понесли большие потери. Так, только 202-й пехотный Горийский полк потерял 100 человек убитыми и 567 ранеными. Потери германцев – более 1 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными. Очевидец писал: «Более 500 немецких трупов осталось на месте боя, некоторые окопы были сплошь завалены трупами». Трофеи русских войск – 6 орудий, 3 пулемета и около 200 пленных из состава преимущественно 35-й резервной дивизии Бескидского корпуса (хотя были пленные и из состава 4-й пехотной и 25-й резервной дивизий).

В итоге: «Превосходя атакующего более чем вчетверо, немцы были разбиты наголову, и лишь нерешительные действия соседних полков помешали развить достигнутый успех в направлении на Войславице, куда бежали уцелевшие немцы в полнейшей панике. Этим обстоятельством воспользовался противник и, подтянув свои резервы и сильную артиллерию, развил грандиозный бой по всему фронту 2-го Кавказского корпуса, продолжавшийся до вечера 9-го июля, в результате которого войска этого корпуса были оттеснены на прежние позиции».

11-го июля русские войска «в грубешовском районе… отражали неприятельские атаки на фронте Войславице – Городло».

12-го июля 25-я резервная дивизия проникла южнее мест. Гута и во взаимодействии с 4-й пехотной дивизией атаковала русские позиции у Острова и Майдана Островского. Но германские войска были остановлены на линии Гута – Остров – Майдан Островский.

На фронте 24-го резервного корпуса 11-го июля германская 1-я пехотная дивизия штурмом взяла мест. Убродовяце и позицию к югу от него. 11-я баварская пехотная дивизия овладела опорным пунктом у спиртового завода (южнее Степанковице), и после жестокого ночного боя, 12-го июля овладела деревней.

41-й резервный корпус (правый фланг Бугской армии) 10-го июля овладел русскими позициями у леса к юго-западу от Шпиколозы, а ночью на 11-е июля и самим местечком.

Пытался активно действовать и крайний правый фланг противника в Люблин-Холмском сражении – соединения австро-венгерской 1-й армии. Но безуспешно. Сводка Штаба Верховного главнокомандующего сообщала: «На Буге в районе Сокаля бои 10-го июля продолжались на прежнем фронте. Здесь обнаружен подход новых германских частей».

Но повышенная активность противника на фронте 13-й армии принесла свои плоды. Русский источник был вынужден констатировать, что «бой 10 - 14 июля в районе Грубешова дал противнику некоторые преимущества, вслед за которыми явилась возможность дальнейшего продвижения их фронта западнее Грубешовского района и захват селения Травники».

Продолжение следует

Статьи из этой серии

Люблин-Холмская битва 1915 г. Ч. 1. Три стратегических направления

Автор:

6010

Поделиться:

Вернуться назад