Гражданская война

Советско-польская война 1920 г. в воздухе: некоторые особенности и тенденции противоборства авиации противников

24 декабря 2020 г.

Какими были особенности боевого противостояния ВВС РККА и Польши в ходе кампании 1920 года Советско-польской войны, специфика применения авиации противоборствующими сторонами?

1.jpg

Фото здесь и ниже - Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. – М., 2000.

В 1920 году ВВС РККА находились на этапе становления.

Учитывая недостаточное количество боевых машин, пришлось даже часть истребителей передать в разведывательную авиацию. И это в преддверии войны с Польшей, которая располагала сильной, в том числе истребительной, авиацией. Наиболее остро нехватка авиации чувствовалась в 1-й Конной армии, особенно сильно страдавшей от воздушных налетов противника. Широта фронтов, отсутствие транспорта в авиаотрядах, тяжелая ситуация в сфере железнодорожного транспорта создали трудные условия для боевой деятельности советской авиации.

Красное командование успевало сосредоточивать авиацию в нужное время в нужном месте, но по мере развития боевых операций авиация сильно отставала от своей пехоты. Так, красная пехота при наступлении на Варшаву, как это ни парадоксально, была быстрее своей авиации. В данных условиях истребители, как обладающие меньшим радиусом действия, были в еще более худшем положении, чем разведчики.

Тем не менее, боевая страда ВВС РККА на советско-польском фронте с февраля по август 1920 года явилась ярчайшей иллюстрацией высокой боевой активности поляков и эффективности советских пилотов даже в сложившихся для последних тяжелых условиях.

2.jpg

Так, 19-го февраля на бобруйском направлении 2 польских самолета, проводя разведку близ позиций советской 8-й стрелковой дивизии, сбросили 7 бомб на железнодорожное полотно у станции Телуши и повредили железнодорожный путь. Артиллерийским огнем бронепоезда они были отогнаны.

17-го марта на фронте 13-й армии Юго-Западного фронта у Ново-Алексеевки появившийся польский самолет был атакован 2 советскими самолетами и ретировался.

Активность противников в воздухе нарастала.

23-го марта на борисовском направлении 2 польских самолета атаковали красный аэростат у ст. Приямино. Пулеметным огнем с земли и из гондолы аэростата самолеты были отогнаны, и аэростат уцелел. На следующий день атаке подвергся еще один аэростат – на фронте 7-й армии Западного фронта. Пулеметным огнем с земли и из гондолы аэростата польский самолет также был отогнан.

Причем данная ситуация являлась правилом, а не исключением. Так, 30-го марта на фронте 16-й армии Западного фронта у ст. Крупки вновь красный аэростат был атакован самолетом противника, и отогнан пулеметным огнем с земли и из гондолы.

В апреле польская авиация приступила к штурмовке советских войск. Так, 12-го апреля на речицком направлении 3 самолета, препятствуя наступлению красной пехоты на дер. Шацилки, сбросили несколько бомб и обстреляли пулеметным огнем стрелковые цепи. А на следующий день на бобруйском направлении 3 самолета, проводя разведку ближнего тыла 8-й стрелковой дивизии, обстреляли пулеметным огнем дер. Лисковскую.

13-е апреля стало днем усиленных штурмовок польской авиации. Так, на речицком направлении несколько самолетов, летая над наступающими на дер. Шацилки красными частями, препятствовали их наступлению, сбрасывая бомбы и обстреливая стрелковые цепи пулеметным огнем. В том же районе польские самолеты нанесли бомбовый удар по штабу 50-й бригады, деревне Чарнейки и мосту через реку Сведь.

14-го апреля активные действия польской авиации на речицком направлении продолжились. Несколько самолетов препятствовали наступлению частей 17-й стрелковой дивизии, обстреливая их пулеметным огнем и сбрасывая бомбы.

17-го апреля поляки подвергли удару позиции 4-го истребительного дивизиона, находившиеся на борисовском направлении. 4 самолета сбросили 7 бомб, которыми был убит 1 и ранено 4 красноармейца. Был ими атакован и аэростат. В тот же день на речицком направлении польские самолеты содействовали наступлению своих подразделений на участке 508-го полка 57-й стрелковой дивизии, обстреливая красные части пулеметным огнем.

Именно в это время усилила активность красная истребительная авиация.

3.jpg

19-го и 28-го апреля на борисовском направлении 2 польских разведчика были атакованы красными истребителями. И с конца апреля истребители РККА активно отгоняли разведывательные самолеты своего противника.

1-го мая пришли первые победы советских истребителей.

Во-первых, на фронте 16-й армии Западного фронта у Приямино красный истребитель атаковал самолет противника на дистанции 20 метров - последний, видимо сильно поврежденный, падал до высоты 50 метров, а затем, выровнявшись, неуверенно потянул на Борисов; во-вторых, на борисовском направлении 2 польских самолета, проводившие разведку, были встречены советскими истребителями - и один польский самолет был сбит.

8-го мая 2 польских самолета атаковали красный аэростат у станции Приямино на борисовском направлении, обстреливая его пулеметным огнем и сбрасывая на лебедку бомбы. После ответного пулеметного огня с земли и из гондолы аэростата, они скрылись в направлении на Борисов, не причинив аэростату вреда.

А 10-го мая на Бобруйском направлении 3 польских самолета появились над аэродромом 1-го истребительного дивизиона, обстреливая зажигательными пулями палатки с самолетами. Поднявшимися в воздух истребителями один из самолетов противника был сбит и упал в районе Жлобина. Летчик был взят в плен.

4.jpg

Май был результативным месяцем для красных военлетов.

14-го мая на борисовском направлении 3 польских самолета, осуществлявшие разведку, были перехвачены советскими истребителями. Один польский самолет был сбит и упал в районе дер. Лошницы.

Вторая половина мая была ознаменована потерей аэростатов. Так, 18-го мая на фронте 16-й армии Западного фронта (Борисов) польский самолет, внезапно атаковав, сжег аэростат. А 20-го мая на фронте той же армии, внезапно появившись из-за леса, польский самолет атаковал другой аэростат и также сжег его.

Охота на аэростаты продолжилась. 20-го мая на фронте 16-й армии Западного фронта у Приямино очередной красный аэростат был сожжен самолетом противника. 26-го мая на фронте 16-й армии Западного фронта у Шацилки красный аэростат 6 раз был атакован самолетом и вынужден снизиться. После снижения он был атакован еще раз, но безрезультатно.

Также и 10-го июня на борисовском направлении 2 польских самолета атаковали красный аэростат у ст. Стайки, но, атакованные истребителями, ушли, не причинив вреда объекту атаки. В тот же день на бобруйском направлении также 2 польских самолета атаковали аэростат в районе ст. Прибор, сбросив 6 бомб на лебедку и обстреляв аэростат из пулемета - встреченные интенсивным пулеметным огнем из гондолы аэростата и с земли, они скрылись, не причинив вреда. Безрезультатную атаку на аэростат польский самолет осуществил 14-го июня на фронте 16-й армии у Щербинки и 15 июня на 621-й версте Александровской железной дороги.

5.jpg

3-го июля на фронте 13-й армии Юго-Западного фронта красные истребители встретили 4 самолета противника, из которых один был сбит, а другой, сниженный до 50 метров, ушел к своим позициям, в то время как два остальных, не приняв боя, ретировались. В этот день вновь отличились летчики 13-й армии. У Шпаррау они вынудили выходившие на бомбежку 3 польских самолета сбросить свои бомбы в поле и скрыться.

Вновь сорвали бомбометание своего противника пилоты Юго-Западного фронта 28-го июля на фронте 13-й армии у Александровки. 4 самолета, производившие бомбометание и атакованные красными истребителями, ушли с большим снижением.

15-го августа на фронте 13-й армии Юго-Западного фронта у Черной Домны красный самолет, обстреливая польскую пехоту из пулемета, заметил над собой 7 самолетов противника и вступил в бой с 2 из них. Аналогичный поступок совершил и истребитель у Хут Сысоева, атаковавший группу из 6 самолетов противника.

28-го августа советский истребитель также атаковал группу из четырех самолетов и преследовал ее до тех пор, пока не расстрелял боекомплект.

6.jpg

Характеризуя борьбу в воздухе в 1920 году, необходимо отметить, что польские летчики широко применяли групповую тактику – по французскому образцу. Но, несмотря на это, а также на проблемы в советской авиации, его боевая деятельность была подавлена работой красных истребителей.

В мае в воздухе наступил перелом. 5 польских самолетов было сбито - и это произвело на поляков чрезвычайно удручающее впечатление. Пленный летчик с самолета, сбитого военлетом Ширинкиным, от изумления не мог прийти в себя, когда ему пришлось познакомиться со своим победителем, и когда он увидел его небольшую фигуру. Польские летчики, по словам этого пленного, представляли его себе рослым, бородатым, кровожадным большевиком, увешанным бомбами и пулеметными лентами.

Морально поляки были настолько подавлены постоянными атаками красных истребителей, что сдали свои воздушные позиции. В июле поляки на Западном фронте уже не летали. Лишь когда части Красной Армии подходили к Висле, 3 польских самолета атаковали над Варшавой военлета Иванова, да еще было отмечено два разведывательных полета поляков на Волковыск.

От общего количества встреч в воздухе 80% - это атаки со стороны красных военлетов. Их противник утратил инициативу. Причем советские истребители дерзали в одиночку атаковать целые группы польских самолетов.

Последние переключились, главным образом, на привязные аэростаты. Было зафиксировано 22 атаки польских самолетов на советские аэростаты.

На Юго-Западном фронте поляки начали свои действия с деятельности небольших авиагрупп и, хотя такого разительного превосходства красных летчиков как это было на Западном фронте, здесь не было, все же активность поляков была подавлена, и к августу последние были вынуждены перейти к полетам в более сильных группах, соответственно сократив и количество самолетовылетов.

Причем результаты были достигнуты красной авиацией при скудных ресурсах и организационно-технических проблемах – и достигнуты достаточно быстро. Под ударами красных истребителей поляки быстро сбавили свой «панский гонор» и в конце кампании если и атаковали советские самолеты, то лишь при значительном превосходстве в силах.

7.jpg

Личный состав 4-го истребительного дивизиона. Пятый слева в первом ряду – командир дивизиона А. Д. Ширинкин.

Автор:

4304

Поделиться:

Вернуться назад