Упущенные возможности. Кайзеровские броневики в Первую мировую войну

Вооружение и снаряжение

Упущенные возможности. Кайзеровские броневики в Первую мировую войну

5 августа 2020 г.

В германской императорской армии бронеавтомобили появились еще в мирное время - первые эксперименты в данной сфере относятся к 1905 году.

После долгих испытаний (прежде всего в отношении вопросов бронирования, типологии вооружения и способов его установки) был изготовлен и принял участие в маневрах Гвардейского корпуса бронеавтомобиль Мерседес (броня 3,5 мм, шасси для омнибусов Бюссинга, вооружение - 1 пулемет).

Между прочим, на этих маневрах приняли участие два французских броневика (фирм Шаррон и Жирардо-Фогт), предназначенные для России и случайно попавшие в Германию.

По результатам маневров специалистами было высказано мнение, что бронеавтомобиль получит лишь ограниченное тактическое применение, сводящееся к обороне границ, горных проходов и разрушению речных переправ. Но война опрокинула эти расчеты.

Уже в начале Первой мировой войны, на правом фланге наступающей на Западном фронте германской армии, англичане применили бронеавтомобили в бою.

Несмотря на то, что еще в октябре 1914 года Начальник Полевого Генерального Штаба германской императорской армии дал по этому вопросу соответствующие указания, лишь в июне 1916 года (!!!) были, наконец, готовы 3 бронеавтомобиля (Даймлер, Бюссинг и Эрхард). Эти машины и составили 1-й пулеметный бронеавтомобильный взвод кайзеровской армии.

Илл.1.jpg

Бронеавтомобиль фирмы Даймлер. Машина имела 4-цилиндровый двигатель и 4-скоростную коробку передач, а двойные колеса предохраняли от погружения в грунт. Цилиндрическая башенка имела 4 бойницы, через которые могли действовать 3 пулемета Максим, которыми был вооружен броневик. Радиатор бронированного капота был защищен оригинальными горизонтальными бронежалюзями. Приняв решение о необходимости охлаждения двигателя, водитель, находясь на своем рабочем месте, поворотом специального рычага мог открывать и закрывать бронежалюзи на радиаторе. Экипаж – 8 человек.

Илл.2.jpg

Бронеавтомобиль фирмы Эрхард. Полноприводной Эрхард, также как и Даймлер, имел 4-цилиндровый двигатель в передней части кузова. Но большие углы наклона броневых листов предоставляли этому броневику лучшую защиту, чем его «собрату». Вооружение – 3 пулемета, причем башенка оригинальной конструкции позволяла вести даже зенитный огонь. Экипаж – командир, 6 пулеметчиков (включая вторые номера) и водитель.

Илл.3.jpg

Бронеавтомобиль фирмы Бюссинг. Это наиболее мощный по своим габаритам и весу германский бронеавтомобиль. Был оснащен 6-цилиндровым двигателем с 10-ступенчатой коробкой передач (5 скоростей переднего хода и 5 заднего). Все колеса – ведущие. К услугам 3 пулеметов, имевшихся на вооружении этой машины, были 10 огневых позиций – 4 амбразуры в башенке и 6 – в корпусе. Броня – 7 мм.

Освальд В. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900 – 1982 гг. М., 2002.

Таким образом приходится констатировать, что в деле производства и применения броневиков немцы оказались позади не только русских, англичан, французов, бельгийцев, но и своих союзников – австрийцев.

Первое боевое испытание германских броневиков состоялось в Верхнем Эльзасе и дало благоприятные результаты. В отчете, посвященном использованию бронеотряда, было отмечено, что отряд явился ценным мобильным резервом командования, особенно при контратаках для локализации прорывов противника.

Но, как ни странно, дальнейшее изготовление броневиков было приостановлено - «с целью использования рабочих рук для более важных целей». Производство бронеавтомобилей не относилось к приоритетным задачам германского командования.

Броневзвод № 1 принимал участие в операциях против Румынии в том же 1916 году, где сослужил отличную службу – именно в условиях маневренной войны скоростные и подвижные броневики смогли проявить свои лучшие качества. Особенно он отличился в Кронштадской операции (сентябрь – октябрь 1916 г.) и в Трансильванских Альпах. Именно результаты Румынской кампании побудили немцев приступить к постройке еще 14 бронеавтомобилей, изготовление которых затянулось до января 1918 года.

Эти машины укомплектовали взводы №№ 2 - 7. Один из них участвовал в боях на Итальянском фронте в конце 1917 года, но в силу допущенных технических и тактических ошибок должным образом проявить себя не смог.

германские броники.jpg

В 1918 году немцы использовали свои бронеотряды на бывшем Восточном фронте - для полицейской службы на оккупированной Украине, подавления крестьянских волнений и охраны коммуникационных линий.

Из трофейных русских (в основном, брошенных деградировавшей после революции и стремительно откатывающейся на восток в послебрестский период русской армией) и итальянских (после разгрома итальянцев при Капоретто) бронеавтомобилей (производства заводов Лансиа, Путиловского, Минервы, Пежо, Аустин) летом 1918 года были сформированы взводы №№ 8 - 11. Они себя ничем не зарекомендовали (тем более в условиях отсутствия оригинальных запчастей).

Всего за войну немцы построили 17 бронемашин, захватили еще 40 (из них 20 восстановили). И это при том, что, имея опыт производства бронеавтомобилей с 1905 года, они вполне могли их массово изготавливать и использовать в бою. Особенно широкий простор для применения бронеавтомобилей имелся в начале войны на Французском фронте – в наиболее стратегически ответственный период большого германского наступления через Бельгию (конечно, с установлением жестких реалий позиционной войны возможности для применения бронеавтомобилей существенно снизились – но это произошло лишь в конце осени 1914 года), а также на Русском фронте – в течение почти всей войны.

00055.jpg

Конструктивные особенности германских бронеавтомобилей заключались в том, что, если французские и итальянские броневики (легкие по своей сути) имели шасси легковых автомобилей с мощным мотором и двумя ведущими колесами, то тяжелые немецкие броневики имели шасси грузовых машин с четырьмя ведущими колесами (благодаря этому они могли двигаться не только по дорогам, но и по твердому грунту). Вооружение состояло из 2 - 3 пулеметов с максимальными углами обстрела. Некоторые германские машины были также вооружены огнеметами и даже орудиями (например, 20-мм бекеровской пушкой). Толщина брони «броневиков-немцев» колебалась между 6 и 11 мм, причем 11-мм броня давала защиту от винтовочных пуль даже при стрельбе с близких дистанций. Противопульной броней были надежно защищены мотор, вооружение, экипаж машины. Численность экипажа зависела от размера броневика и колебалась от 4 до 8 человек.

Имея качественные и оригинальные тактико-технические характеристики и возможности для применения на практике, германские броневики так и не стали полноценным мобильным тактическим бронересурсом в руках кайзеровского командования.

Автор:

2850

Поделиться:

Вернуться назад