Вооружение и снаряжение

Об аэростатах Первой мировой

18 мая 2020 г.

Кратко охарактеризуем специфику применения аэростатов в годы Первой мировой войны в различных боевых условиях. Ведь именно эта война стала звездным часом привязного аэростата.

1..jpg

Подъем змейкового аэростата в 1-й воздухоплавательной роте. Июль 1915 г.

Аэростат и его особенности

Воздухоплавательные аппараты (легче воздуха) применялись в трех видах: 1) привязные аэростаты, 2) сферические аэростаты и 3) управляемые аэростаты (дирижабли).

Привязной змейковый аэростат, отлично зарекомендовавший себя в ходе войны, к 1917 году был в значительной степени усовершенствован. При объеме около 1000 куб. метров, аэростат был в состоянии подниматься на высоту до 2000 метров со скоростью (посредством выбирания лебедкой) до 6 метров в секунду, скорость передвижения аэростата на авто-лебедке - до 15 км в час.

Появившиеся в европейских армиях двухмоторные автомобильные лебедки, позволяющие маневрировать при любом ветре с поднятым аэростатом, беспроволочные телефон и телеграф для аэростатов, полевые компрессоры, полевые газовые заводы, парашюты для наблюдателей, - в значительной степени облегчали использование привязного аэростата. Возможность непрерывного наблюдения в течение длительного промежутка времени (целого дня) и постоянная и непосредственная двухсторонняя телефонная связь наблюдателя в корзине аэростата с обслуживаемыми им частями и штабами - основные преимущества привязного аэростата. Главные недостатки - зависимость работы аэростата от метеорологических условий и необходимость, вследствие своей повышенной уязвимости, держаться на довольно значительном расстоянии от передовой линии (при позиционной войне - от 5 до 8 км).

Война определила главнейшее назначение привязного аэростата - как инструмента для обслуживания артиллерии, преимущественно тяжелой.

2..jpg

Подъем змейкового аэростата.

Одновременно с этим выявилась и способность аэростата, при наличии соответствующей материальной части и умелом использовании, быть очень хорошим и надежным средством разведки (особенно при наступательных операциях) и войсковой связи. Успешно применялись привязные аэростаты и для службы в морском ведомстве (например, в Англии и Франции). Гражданская война в России показала отличную применимость привязных аэростатов для обслуживания бронепоездов и речных флотилий.

Глаза артиллерии

Удобства аэростата как постоянного наблюдательного пункта, позволяющего артиллеристу видеть из гондолы местность в перспективе, близкой к наблюдаемой им с наземного наблюдательного пункта; возможность вести длительное наблюдение за местностью в более спокойных, по сравнению с аэропланом, условиях; возможность в любой момент использовать аэростат как наиболее близкий к артиллерийским батареям наблюдательный пункт, ведя с него точную корректировку артиллерийской стрельбы и, наконец, указанное выше свойство являться источником надежной связи как с батареями, так и с войсковым командованием, - все эти условия сделали привязной аэростат незаменимой принадлежностью артиллерии, особенно на участках фронта, не имеющих хороших наземных наблюдательных пунктов.

Среди задач привязного аэростата по обслуживанию артиллерии чаще всего осуществлялась пристрелка батарей по целям невидимым или слабо видимым с наблюдательных пунктов (батареи противника, фортификационные сооружения, дороги, различные сооружения, временные цели - во время движения по дорогам и т. д.).

Во время боя привязной аэростат с успехом мог являться центральным артиллерийским наблюдательным пунктом, центром руководства газовой атакой. Разведка позиций, систематический учет действующих батарей противника, наблюдение за заградительным огнем, целеуказание, корректирование стрельбы, проверка маскировки своих батарей – также успешно решаемые аэростатами боевые задачи.

Привязной аэростат, одновременно с выполнением артиллерийской работы, мог проводить разведку ближайших позиций противника и искусственных заграждений перед ними, вести систематическое наблюдение за железнодорожным движением и осуществлять общее наблюдение за ближайшим тылом противника.

Сухопутный и морской разведчик

Применение привязного аэростата как средства связи со своими войсками, будучи недостаточно развито в русской армии, было широко распространено в мировую войну в армиях иностранных государств. Там на аэростат возлагалось: наблюдение за передвижением наступающих частей и резервов (по условным сигналам, предусмотренным планом связи наземных частей с воздухоплавателями), наблюдение за сигналами, подаваемыми войсками или постами связи, и передача их войсковым штабам и артиллерийским группам (требование заградительного огня, переноса огня, начало атаки и т. и.) и посылка выдвинутым войсковым соединениям условных сигналов, предусмотренных планом связи (газовая атака, поднятие целей перед штыковой атакой и т. д.).

На флоте аэростаты применялись для наблюдения за морем и корректирования стрельбы береговой артиллерии, а также для обслуживания флота во время выполнения им боевых операций. В последнем случае на привязной аэростат ложилось осуществление общей разведки, обнаружение подводных лодок и мин. Как показал опыт, находящаяся в море эскадра обнаруживалась с аэростата (по дыму) на расстоянии до 60 км, а в особо благоприятных случаях - до 80 - 100 км. Приблизительный состав и направление движения эскадры аэростат видел на расстоянии до 25 – 35 км, а маяки и большие суда - до 40 – 50 км.

Действуя совместно с бронепоездом, привязной аэростат, выполняя задачи по обслуживанию артиллерии бронепоезда, нес, кроме того, обязанности: по предварительной разведке местности, в районе которой действовал бронепоезд (в частности железнодорожной инфраструктуры), разведке позиций и численности сил противника, объекта атаки, тыловых путей (с целью предотвращения возможности со стороны противника повредить пути и отрезать бронепоезд), а также для связи бронепоезда со своими войсками.

Заслуженное признание

Опыт Первой мировой и Гражданской войн наглядно показал, что развитие авиации и активное участие в войне аэропланов не вытеснило привязных аэростатов – в связи с развитием авиации они не только не потеряли своего боевого значения, но, наоборот, его увеличили. Значение привязных аэростатов повышалось, когда армия не имела в своем распоряжении достаточного количества аэропланов, и когда привязные аэростаты, как это и было в русской армии в Первую мировую войну, были вынуждены в довольно широком масштабе выполнять и задачи авиации - особенно по общей разведке.

Блестящим доказательством необходимости привязных аэростатов для армии являлся рост их количества в армиях иностранных государств, а также и в русской армии во время Первой мировой войны.

Ил. 3..jpg

Змейковый аэростат системы Зигсфельд-Парсеваль в учебном воздухоплавательном парке. История воздухоплавания и авиации в СССР. М., 1944.

Германия, имевшая к началу войны всего лишь 27 боевых воздухоплавательных единиц, к концу войны имела их 214; Франция с 12 боевых единиц на сухопутном фронте довела их количество до 200 (кроме того, она имела около 80 морских привязных аэростатов); Англия, имевшая к началу войны всего лишь одну воздухоплавательную часть с привязным аэростатом, к концу войны насчитывала 83 воздухоплавательных части на сухопутном фронте и около 80 морских привязных аэростатов; Россия с 27-ми единиц к началу войны увеличила их количество к концу войны до 83.

Все это иллюстрирует возросшее значение аэростата – эффективного боевого средства Первой мировой войны.

Противовоздушная оборона привязного аэростата.

Привязной аэростат, блестяще доказавший в Первую мировую и Гражданскую войны свое боевое значение как для армии так и для флота, и признанный всеми крупными военными авторитетами необходимым боевым средством, при всех своих достоинствах, обладал одним крупным недостатком - уязвимостью от атак противника с воздуха.

Повышенная уязвимость

Именно присутствие в качестве движителя аэростата легко воспламеняемого газа - водорода - придавало ему повышенную уязвимость, а значит, требовало наличия самых тщательных мер по его обороне.

Легкость воспламенения водорода, находящегося в оболочке, самой оболочки, а также большие размеры аэростата, давали самолетам противника великолепную возможность уничтожить аэростат, расстреливая его обычными и зажигательными пулями (были зафиксированы и случаи обливания горючей жидкостью). В начале Первой мировой войны, когда привязные аэростаты еще в полной мере не выявили своего боевого значения, попытки неприятельских летчиков уничтожить аэростат в воздухе были случайны и, в целом, безуспешны. Но с начала 1916 года, благодаря прогрессу аэронавтики (значительно усовершенствованные тактико-технические характеристики аэростатов - высота подъема, устойчивость, скорость приведения в боевое положение, подвижность), успешность воздушной разведки с привязных аэростатов уже дала противнику почувствовать себя весьма остро. Соответственно, противник организовал систематическую охоту своих летчиков на аэростаты, причем его пилоты всеми доступными способами пытались расстрелять и зажечь аэростаты - не только в воздухе, но и на земле.

Достаточно сказать, что лишь в одной германской армии за время войны от огня неприятельских летчиков погиб 471 аэростат, из них 40 в течение 1915 – 1916 годов, 116 - в течение 1917 года, и 315 - за десять месяцев 1918 года.

На Восточном фронте за 1916 - 1917 годах от той же причины погибло 57 русских аэростатов.

Именно грамотная организация обороны привязного аэростата от воздушных атак противника обеспечивала возможность осуществлять интенсивную и весьма продуктивную работу аэростата в бою.

Средства защиты

Для защиты аэростатов в разных армиях и в разное время пользовались различные способами, которые применялись как самими воздухоплавателями, так и войсковым командованием, в ведении которого находился аэростат.

Для решения задач обороны аэростата воздухоплавательный отряд, в который он входил, имел на вооружении пулеметы, сосредоточенные на земле и приспособленные для стрельбы по воздушным целям. Кроме того, на подступах к аэростату сосредотачивались группы отборных стрелков из винтовок и снайперских винтовок, поражавшие самолеты противника. Наблюдатели в гондоле аэростата вооружались автоматическими винтовками и ручными пулеметами.

Но все эти средства, естественно, были совершенно недостаточны для отражения атак неприятельских летчиков. Войсковое командование, со своей стороны, должно было принимать повышенные меры к охране аэростата и обеспечению его спокойной работы, особенно в период боя - когда аэростат руководил организацией огня целых групп батарей, преимущественно решая контрбатарейные задачи, что, естественно, оказывало серьезное влияние на общий ход развития боевых операций. К числу таких мер обороны аэростата относились организация истребительного прикрытия и сосредоточение противоаэропланных батарей.

Ил. 4..jpg

Германский аэростат Гросса. Вейгелин К. Е. Очерки по истории летного дела. Государственное издательство оборонной промышленности, 1940.

Лучшим средством защиты аэростата была его охрана со стороны своих истребителей. Конечно, выделение для обороны аэростата постоянных истребителей - средство дорогостоящее, а при недостатке истребителей, например в русских авиоотрядах, и недоступное - вследствие как удаленности последних от воздухоплавательных отрядов, так и перегруженности их возложенными на них непосредственными боевыми задачами. Однако, при наличии на данном боевом участке или вблизи от него отряда истребителей, последнему вменялось в обязанность при полетах над русскими позициями в поисках неприятельских аэропланов, выполнять и задачу охраны своих аэростатов. Особенно активно данная задача реализовывалась во французской и германской армиях.

Защита аэростата противоаэропланными батареями была значительно легче организуема и применялась регулярно, вне зависимости от наличия или отсутствия истребительного прикрытия. Для этой цели наиболее пригодны были, конечно, специальные зенитные орудия, но в случае их отсутствия они заменялись легкими полевыми орудиями, установленными на специальные станки. Считалось достаточным иметь для обороны аэростата 2 - 3 батареи, расположенные в 2-3 километрах от аэростата, причем, по крайней мере, одна батарея должна была находиться со стороны фронта, а еще одна - с тыла аэростата. Если имелись 3 батареи, то они располагались треугольником, в центре которого находился аэростат. Если не представлялось возможным специально выделить батареи для обороны аэростата, то предписывалось пользоваться для этой цели уже имеющимися на боевом участке противоаэропланными батареями - лишь изменяя их позиции так, чтобы они могли обслуживать и аэростат. Причем на активных участках фронта в местах расположения на одном боевом участке группы привязных аэростатов, выделение специальных батарей для их охраны являлось обязательным. В немецкой армии с осени 1916 года каждый воздухоплавательный отряд имел на вооружении две пушки мелкого калибра (автоматические 20 или 37-мм орудия).

Конечно, достичь полной безопасности привязных аэростатов было невозможно даже при подавляющем количественном превосходстве своих истребителей и артиллерийских мощностей (всегда присутствовала вероятность того, что группа блуждающих истребителей противника наткнется на аэростат), но наличие соответствующей организации защиты аэростатов средствами войскового командования все же являлось достаточной гарантией их выживания. Опыт Первой мировой войны продемонстрировал, что на тех важных боевых участках, где удавалось применить надлежащую охрану привязных аэростатов с помощью заградительного огня противоаэропланных взводов или батарей, либо истребителей - уничтожение аэростатов самолетами противника носило случайный характер.

Автор:

682

Поделиться:

Вернуться назад