«Берта» Обуховского завода

Вооружение и снаряжение

«Берта» Обуховского завода

27 февраля 2020 г.

305-мм гаубица находится на вершине могущества русской артиллерии Первой мировой войны.

Ил.11..jpg

305-мм гаубица. С-Пб. музей артиллерии.

305-мм гаубица образца 1915 г. стала не только максимальным калибром для полевой тяжелой артиллерии России, она являлась творением отечественной оборонной промышленности.

12-дюймовая «обуховка».

Хоть русские оружейники к концу войны завершали разработку 406-мм гаубицы, в условиях Русского фронта потребность в таком орудии отсутствовала (специфика позиционной войны была менее выраженной чем на западе) – и 305-мм калибр успешно решал весь спектр необходимых задач.

Гаубица в 1915 г. разработана и изготовлена Обуховским и Петроградским заводами. Первый изготавливал прицельные приспособления и стволы, а второй – лафеты и установочные части.

Конструкция

Ил.1..jpg

305-мм гаубица в боевом положении.

Обозначены цифрами: 1 – ствол орудия; 2 – орудийная люлька; 3 – левый прицел; 4 – затворная рукоять; 5 – орудийный станок; 6 – рама (фундаментная); 7 – основание (деревянное).

Ствол орудия был трехслойным - при смешанном скреплении (посредством кожуха и трубы).

Поршневые затворы применялись 2 типов: Розенберга и Обуховского завода (отличие лишь в деталях). Затвор открывался с помощью рукояти, которая вращалась по часовой стрелке (закрывался затвор вращением рукояти в другую сторону). Выстрел возможен лишь при затворе, который закрыт полностью (за это отвечал особый предохранитель). Затвор системы Розенберга мог открываться и в правую, и в левую стороны.

Люлька была массивной, фигурной, отлитой из стали, с проходящим посередине (для ствола) коническим желобом, а также с 3 цилиндрическими каналами, которые являлись цилиндрами компрессора. Ствол при выстреле откатывался по направляющим люльки (был связан с последней посредством штоков накатника и компрессора).

Лафет был упругого типа, применены воздушно-гидравлический накатник (наполнялся веретенным маслом и воздухом, сжимавшимся до 50 – 65 атмосфер) и гидравлический компрессор. Специальный бак для подачи в цилиндры накатника компрессоров масла монтировался на лафете.

Гаубичный станок представлял собой клепаную массивную конструкцию, которая опиралась на фундаментную раму.

Подъемный механизм приводил орудие в положение для заряжания.

Гаубица имела оригинальный поворотный механизм: когда вращались его маховики, станок лафета поворачивался вокруг центральной оси шарикового подпятника.

Фундаментная рама - клепаной конструкции, служила жестким основанием системы. Именно на ее основной части помещался шариковый подпятник.

Ил.2..jpg

Фундаментная рама гаубицы в сборе, скреплена болтами, уложено деревянное основание.

Деревянное основание орудия также выполняло важную функцию. Оно было разборным, четырехрядным, и служило упругим буфером, который поглощал вертикальные силы, возникающие при выстреле, и предохраняло систему от вероятных продольных перемещений. Основание укладывали в котлован, отрываемый в грунте. На дно котлована клали установочное кольцо фундаментной рамы, а затем на него - 4 ряда брусьев основания. На верхний ряд последних клали верхнюю часть фундаментной рамы. Деревянное основание, установочное кольцо и верхняя часть рамы скреплялись болтами между собой.

Щита гаубица не имела.

Особое значение имела качественная организация подъездных путей, служивших как для доставки артсистемы от железнодорожной колеи до огневой позиции, так и для подачи боеприпасов.

Вес самой тяжелой части артсистемы (повозка лафета), которая перевозилась на 2-х 2-осных тележках, достигала 20 тонн.

Каждая вагонетка, перемещаемая вручную, вмещала 2 выстрела.

Ha каждое орудие полагалось 2 вагонетки и 300 метров узкой колеи.

Снаряды и заряды от погреба с боеприпасами подвозились на вагонетке, с которой, с помощью специальных талей, снаряды подавались на передвигающуюся по круговому рельсовому пути тележку. Последнюю передвигали вплоть до совмещения оси зарядного лотка с осью желоба. Ось зарядного лотка составляла продолжение оси канала ствола в положение для заряжания. Прибойником снаряд по зарядному лотку с тележки досылался в канал ствола.

Орудие имело 2 прицельных приспособления - левое для вертикальной и правое для горизонтальной наводки.

Перевозилась гаубица лишь по железной дороге узкой и нормальной колеи. Для транспортировки предварительно она разбиралась на части: лафет, ствол, люльку, деревянное основание и фундаментную раму. Лафет и ствол с затвором перемещали две 2-осные тележки, а люльку - тележка по узкоколейному пути. Ha тележках они устанавливались на железнодорожные платформы нормальной колеи.

Огневую позицию для батарей 12-дюймовок выбирали преимущественно в лесу, близ железнодорожной линии на пересеченной местности.

Переход в боевое положение включал следующие последовательные этапы: 1) Прокладка узкой железнодорожной колеи от нормальной железнодорожной колеи до огневой позиции; 2) Перегрузка повозок артсистемы с нормальной на узкую колею; 3) Доставка повозок артсистемы на огневую позицию по узкой колее; 4) Сооружение котлована дли установки деревянного основания; 5) Установка деревянного основания; 6) Сборка артсистемы; 7) Строительство узкоколейного пути от огневой позиции до погреба с боеприпасами.

Доставив на огневую позицию части артсистемы, приступали к укладке в заблаговременно отрытый котлован деревянного основания. Котлован представлял собой яму с прямоугольным основанием; размеры - 775 на 640 см при глубине 2,5 м. Позади котлована укладывался участок узкоколейной железной дороги.

Ha дно котлована опускалось установочное кольцо, и в каждое из 30 отверстий последнего вставлялись фундаментные болты. Затем последовательно укладывались 4 ряда брусьев деревянного основания. Затем на вагонетке подвозилась основная часть фундаментной рамы, которая плавно при помощи домкратов опускалась на деревянное основание (при этом фундаментные болты проходили сквозь отверстия фундаментной рамы).

Канатами станок подвязывался к балкам домкратов, и с помощью последних поднимался на такую высоту, чтоб штыри станка вышли из отверстий в перевозочных тележках. Затем тележки и рельсы убирались, и с помощью домкратов станок плавно опускался на фундаментную раму.

Ил.3..jpg

Под котлованом поставлен станок, и хоботовая часть последнего подвязана к балке домкратов.

Ил.4..jpg

Здесь станок опущен на фундаментную раму.

Ствол и люлька для сборки орудия устанавливались на своих тележках на участке (прямом) узкоколейки позади котлована – люлька впереди, а за ней ствол. По сторонам ствола гаубицы вновь попарно устанавливались 4 домкрата. Балки последних пропускались под стволом, который вращением рукояток домкратов поднимался на такую высоту, чтоб ось ствола находилась на продолжении оси люльки. Затем люльку надвигали на дульную часть ствола.

Ил.5..jpg

На домкратах поднят ствол; тележки пока не убраны.

Ил.6..jpg

На дульную часть ствола надвинута люлька.

Ствол, соединенный с люлькой, за канаты по рельсовому пути перетаскивался в станок и устанавливается таким образом, чтоб цапфы люльки находились над ладыгами станка.

Ил.7..jpg

Проложенный для подвоза люльки со стволом рельсовый путь.

Ил.8..jpg

Над станком подтянуты ствол с люлькой; тележка люльки и рельсовый путь в станке убраны.

Все работы по переходу орудия в боевое положение занимали 2 - 5 суток.

Ил.9..jpg

Гаубица собрана, установлена таль для снарядов, снарядный желоб, тележка и т. д.

Таковы основные конструктивные особенности орудия.

Все илл: Тихомиров Н. Артиллерия особой мощности. М., 1935.

Огневой бой у Еловки

Обуховка стреляла 372-кг снарядом (вес заряда 78 кг) на 13,5 км. Снаряд, имевший скорость 440 м/с, пробивал 340-мм бетонную плиту. Гаубица считалась орудием «большого могущества». Так, английская гаубица системы Виккерса при аналогичном калибре (скорость снаряда 360 м/с) могла вести огонь лишь на 9 км, превосходя «россиянку» в подвижности (транспортировать ее можно было не только по железной дороге, но и тракторами Фуллера).

Наиболее известным примером боевого применения «обуховки» стал огневой бой 03. 12. 1916 г. у дер. Еловка. Гаубице довелось себя проявить на одном из боевых участков в районе г. Двинска.

Противостоящий германским (исключительно) войскам и действовавший на давно устоявшихся позициях в обстановке серьезно укрепленной местности Северный фронт, оказался насыщен тяжелой артиллерией наиболее плотно.

Ломая сложившиеся шаблоны позиционной войны, генерал от инфантерии Р. Д. Радко-Дмитриев, который в то время командовал 12-й армией, закладывал в основу наступательной операции, им разрабатываемой, тактическую внезапность. Артиллерии предстояло открыть огонь без пристрелки – по т. н. исчисленным данным.

Особое место отводилось действиям огневой артгруппы 19-го армейского корпуса. Целью последней являлась станция Еловка – пункт сосредоточения германских складов (инженерных, артиллерийских, интендантских).

Подготовка к огневому удару была очень тщательной.

Так, осуществлена аэрофотосъемка целей с нанесением их на карту, с установлением точных размеров. Были определены возможные отклонения и поправки, учтены размеры целей, рассеивание снарядов и пр. обстоятельства. Пронумерованные цели распределялись между ударными батареями группы. По каждому орудию были составлены специальные данные, затем сведенные в таблицы, и розданные командирам взводов и орудий. Радиосвязь связывала батареи между собой, с контрбатарейной группой, с пехотой, а также с общевойсковым и вышестоящим артиллерийским командованиями. Особые меры были предприняты по части маскировки, а также противовоздушной обороны (рядом с орудиями находились зенитно-пулеметные взводы).

Ил.10..jpg

305-мм гаубица Обуховского завода. Каталог материальной части отечественной артиллерии. Л., 1961.

Плоды такой подготовки были соответствующими.

Так, когда германцы попытались накануне и в ходе операции обнаружить огневую группу и силами пушечной и гаубичной батарей ее разгромить, контрбатарейная группа быстро подавила германскую артиллерию.

В итоге, без наблюдения (воздушного и наземного), без предварительной пристрелки и корректирования, ведя огонь с огневых позиций, занятых лишь накануне операции, 2 305- и 6 152-мм орудий нанесли удар по 8 объектам противника в районе Еловки. Огонь велся сразу на поражение - и находящиеся на 11 – 13-километровом расстоянии от линии фронта объекты были успешно поражены.

Оказались уничтожены или сильно повреждены: склад боеприпасов у мызы Лассен, аэродром, электростанция, мост, железнодорожная станция и железнодорожные пути. Были выведены из строя 40 германских военнослужащих. А немецкое командование отправило в тыл склады и ряд др. объектов, что ухудшило положение кайзеровских войск на участке фронта.

Среди стран-участниц войны в вопросе создания артиллерии прорыва (как и по многим др. важным вопросам применения артиллерии) России принадлежало ведущее место – именно она, учтя боевой и организационный опыт применения тяжелой артиллерии, создает корпус ТАОН (Тяжелой Артиллерии Особого Назначения), специально предназначенный для взлома глубокоэшелонированной обороны противника и ставший мощным огневым ресурсом в руках Ставки. К весне 1917 г. соединение располагало 338 орудиями различных калибров (от 305 до 120-мм) и систем. Корпус блестяще проявил себя в Летнем наступлении 1917 г.

К слову, примененный русскими артиллеристами метод ведения огня по исчисленным данным, стал осваиваться артиллеристами других стран-участниц войны лишь через год - с конца 1917 г.

Тяжелая артиллерия Действующей армии в сентябре 1917 г. располагала 32 «Русскими Бертами» системы Обуховского завода – которым предстояло пройти и через следующую мировую войну.

Автор:

4792

Поделиться:

Вернуться назад